Как научить ребенка правильно говорить: советы учителя-логопеда родителям

 

Методические рекомендации логопеда для родителей

 

Если ваш малыш посещает логопедический кабинет, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей.

Представленные методические рекомендации для родителей будут полезны для домашних занятий с ребенком при закреплении произносительных навыков.

Исправление звуков проводится поэтапно:

1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);
2-й этап – постановка звука (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);
3-й этап – автоматизация звука (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);
4-й этап – дифференциация звуков (в случаях замены одного звука другим).

Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки.

Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Потренируйтесь, пожалуйста, дома!
Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику для детей.
Если звук поставлен, закрепляйте его: назовите картинки, раскрасьте их, определите  место звука в слове, составьте с данными словами предложения, выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради, следите за звуками в повседневной речи.
Домашние задания проверяются и оцениваются. Если стоит «5» – материал усвоен. Если оценки нет, нужно потренироваться в произношении данного речевого материала. Обращайте внимание на подчеркнутые ошибки.

Пожалуйста, не забывайте тетради дома в дни занятий. В эти же дни вы можете получить консультацию у логопеда по интересующим вас вопросам или поприсутствовать на логопедическом занятии с вашим ребенком.

Желаю успехов в обучении вашего малыша правильной речи!

Логопедическая зарядка

Логопедическая зарядка для детей дошкольного возраста проводится в логопедической группе в утренний отрезок времени.

 

Цели:

  • Развивать подвижность артикуляционного аппарата.
  • Развивать мелкую моторику, релаксацию.

 

Организационный момент

 

Не мышь, не птица
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет. (Белка.)

 

Общее расслабление

 

Рано солнышко встает
И к бельчатам в лес идет.
Белочки, в кружок вставайте.

 
Дети становятся в круг.

И зарядку начинайте!
Лапки вверх (1, 2, 3),
Лапки вниз (1, 2, 3),
Влево, вправо наклонись,
К небу, солнцу потянись,
Сбрось с себя ночную лень —
Впереди рабочий день.

Дети поднимают руки вверх (напряжение), опускают руки (расслабление).

 

Развитие мелкой моторики

 

Логопед. Дети, возьмите пластиковые крышки от бутылок и надевайте их на указательный и средний пальцы — это лыжи.
«Идем» пальцами, как ножками, не отрывая лыжи от поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия — смена рук.

Лыжи белочки обули,
Смело в них вперед шагнули.

 

Дети меняют руки.

Покатились по опушке
Все веселые зверюшки.

Смена рук.

Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы,

Смена рук.

Мы любим забавы
Холодной поры!

 

Мимические упражнения

 

Мы умеем улыбаться,
Мы умеем удивляться,
Мы умеем сердиться,
Мы умеем огорчаться,
Мы умеем улыбаться.

 

Логопедическая зарядка для языка

 

Язык-язычок,
Не ленись, покажись (на счет 1, 2, 3, 4, 5).
Расслабляйся, спинка: кя-кя-кя,
Серединка — пя-пя-пя,
Кончик — тя-тя-тя.
А теперь спокойно вниз,
За зубами удержись (на счет 1, 2, 3, 4, 5).
Язык чашечкой сложи,
Так немного подержи (на счет 1, 2, 3, 4, 5).
В барабан язык играет: Т-т-т, д-д-д;
Наших белок вспоминает: Т-т-т, д-д-д.

 

Подготовила логопед Кухта Людмила Николаевна.
 

______________________________________________________________

 

- Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому с первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, при этом чаще давайте ему возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией.

- Говорите с ребенком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" сами и не разрешайте делать это другим взрослым. Нельзя произносить слова искаженно, употреблять усеченные слова или звукоподражания ("бибика", "ляля", "ням-ням" и т.д.). Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных по звуко-слоговому составу.   

- Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий, а при заболеваниях органов слуха своевременно их лечить.

- Дефекты звукопроизношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата. Важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы и вовремя обращаться за консультацией к стоматологу. Так же искажённое звукопроизношение может быть следствием нарушенного мышечного тонуса артикуляционного аппарата. В таких случаях необходима консультация учителя-логопеда и психоневролога.

- Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи.

- Поощряйте любые попытки ребенка заговорить: малыш начнет разговаривать только тогда, когда вы захотите его слушать.

- В том случае если ребенок допустит ошибки, не следует его перебивать, предоставьте ему возможность закончить высказывание, а затем уже исправьте его ошибки. Не повторяйте искаженное ребенком слово, а дайте правильный образец. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Ни в коем случае не ругайте малыша за его плохую речь и не требуйте от него немедленного верного повтора трудного для него слова. Такие методы приводят к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе.

- Каждый день читайте ребенку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил.

- Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.

- Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.

- Некоторые нарушения детской речи возможно исправить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Помните это, не забывайте своевременно обращаться к специалистам.

 

До новых встреч!

Учитель-логопед Майя Медведева