Проект воспитателя . Финагина Дина Ивановна

«Речь и игра вместе всегда, развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»

Характеристика проекта

Тип проекта:

По доминирующему методу: практико-ориентировочный.

По числу участников: групповой (20 человек).

По времени проведения: краткосрочный.

По профилю знаниймонопроект.

Участники проекта: родители и воспитанники (1,5–3 лет)

 

Актуальность проекта:

      «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев

                                                                                      В. А. Сухомлинский

 

     Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сфер Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции.    Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. При этом улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Развивая мелкую моторику, мы развиваем логику, память, внимание. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

Цель проекта:

— создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук;

— развитие речи детей через игровую деятельность и интеграцию образовательных областей

Задачи проекта:

Образовательные

— Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи;

-Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

— формирование потребности детей в общении с взрослыми и сверстниками посредством речи.

— формирование способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы.

— учить понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.

Развивающие

— Развивать моторику, координацию движений кистей, гибкость пальцев рук детей младшего возраста;

— Развивать общую двигательную активность

— Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;

— Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

Воспитательные

-Воспитывать эмоциональную, познавательную и социальную активность детей через совершенствование развивающей предметно пространственной среды группы.

Реализуемые образовательные области: познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Формы реализации проекта:

— НОД (рисование, лепка, познавательное развитие, физическое воспитание)

— Наблюдение

— Чтение художественной литературы

— Работа с родителями

— Игровая деятельность

— Самостоятельная деятельность детей

Методы проекта:

— Словесный: беседы, чтение художественной литературы, объяснение.

Работа с родителями (беседы, консультации)

-Практический: показ (рисование, лепка, игровая деятельность, музыка), рисунки детей самостоятельной деятельности, готовые работы.

-Наглядный: иллюстрации картинок, выставки детских работ, наблюдения в повседневной жизни.

Обеспечение проектной деятельности:

Методическое:

— информационная ширма для родителей «Что такое мнемотехника»;

— образцы изготовления экспонатов;

— памятки для родителей: «Слова рекою льются»; «Мнемотехника в помощь мамам и папам»; «Особенности артикуляционной гимнастики для детей раннего возраста»; «О проекте «Речь и игра рядом всегда».

Материально-техническое:

— средства массовой информации – интернет;

— материалы для художественной деятельности;

Разрабатывают и создают памятки для родителей на темы«Слова рекою льются»; «Мнемотехника в помощь мамам и папам»; «Особенности артикуляционной гимнастики для детей раннего возраста». Организуют образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей и оформление выставки в раздевалке детского сада.

Разрабатывают и создают картотеки подвижных игр, пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики.

Принимают участие в познавательной, продуктивной и игровой деятельности.

Ожидаемый результат:

— повысится динамика развития мелкой моторики у детей.

-Применение инновационных технологий, приёмов и методов в непосредственно — образовательной и самостоятельной деятельности повлияет на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

-улучшиться координация и точность движения руки и глаза, мелкой моторики пальцев и кистей рук через применение различных дидактических игр.

-улучшится эмоционально-комфортная обстановки в группе при общении со сверстниками и взрослыми

Совместная деятельность детей и родителей:

-Станут активными участниками реализации проекта.

— Повысится мотивация к сотрудничеству.

— Оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта.

— Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно – образовательному процессу.

— Анкетирование родителей (выявление проблемы по проекту)

Предварительная работа:

— Работа с методическим материалом и литературой по данной теме.

-Подбор материалов и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми для реализации проекта.

Подготовительный этап

Декабрь.  Подбор материалов по теме проекта.  Создание базы для реализации проекта. Составление плана основного этапа проектирования 

 Разработана стратегия решения возникших проблем.

Основной этап

  1. Игры с пуговицами.

Цель: формирование познавательного интереса к играм с пуговицами путём организации совместной деятельности детей и родителей.
Игры с пуговицами отлично развивают мелкую моторику и точность движений, сенсорное развитие, тактильное восприятие, внимание, мышление, способствует эмоциональному и творческому формированию.

2. Игры с прищепками

   Игры с прищепками не только увлекательные и забавные, но и полезные. В таких играх развивается мелкая моторика, что в свою очередь помогает в развитии речи. А происходит это потому, что двигательные и речевые центры в коре головного мозга располагаются рядышком и влияют друг на друга. Кроме этого, в играх с прищепками развиваются творческие способности и логическое мышление.

3. Театральная деятельность

    Цель: Развитие творческих способностей у детей посредствам театрализованных игр. Развивать умение детей быть доброжелательным зрителем, дослушать воспитателем отдельных слов и фраз. Вызвать эмоциональный отклик у детей.

Спектакль «Репка» Развивать умение детей слушать художественное произведение и музыку, стимулировать к речевой активности. Расширять знания детей. Дети являлись активными участниками представления, получили положительные эмоции.

4. Игры- шнуровки

   Шнуровки — игрушки развития моторики и не только… Если говорить о пользе игры со шнуровками для детей, то еѐ сложно переоценить. Давайте перечислим наиболее очевидные позитивные свойства этих игрушек.

 Развитая мелкая моторика и шнуровка идут рука об руку. Развитие мелкой моторики, наверное, самое главное призвание шнуровки, потому, что продевая шнурки через отверстия, ребѐнок чрезвычайно стремительно оттачивает ловкость своих пальчиков.

Развитие речи. Казалось бы, каким образом простая игрушка может развивать речь малыша, а всѐ очень просто. Учѐными доказано, что участок мозга, отвечающий за развитие моторики, расположен рядом с областью, отвечающей за развитие речи. Тем самым, развитие участка, отвечающего за моторику, благотворно влияет и на речь.

Шнуровки для детей младшей группы в саду, например, помогают     закрепить или расширить, знание цветов, геометрических фигур, животных, транспорта.

Развитие логического мышления, ещѐ одно положительное качество шнуровок. Ведь разобраться, где чьѐ место на сюжетной шнуровке, это целая логическая задача для малыша.

5. Пальчиковые игры

    Пальчиковые игры  – это уникальный способ развития малыша. Пальчиковые игры представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук. Движения обычно сопровождаются короткими веселыми стихами, и дети с удовольствием их повторяют.

6. Рассматривание иллюстраций

     Цель: упражнение способности к наблюдению; поощрение сопутствующих наблюдению интеллектуальных процессов (мышления, воображения, логического суждения).

7. Игры с крупами (рисование манкой)

    Рисование манной крупой — это одна из техник нетрадиционного рисования, которая отличается своей простотой выполнения и уникальностью.

Нетрадиционная техника рисования в изобразительной деятельности играет важную роль в развитии ребенка, она способствует развитию координации движений, укреплению мышц руки, обогащению тактильного опыта ребёнка, развитию воображения, познавательного интереса, памяти, внимания, слухового и зрительного восприятия, воспитанию усидчивости, формированию игровой деятельности. Нетрадиционная техника рисования — это рисование необычными материалами, необычным способом.

8. Игры на звукоподражание

Закрепление правильного произношения звуков осуществляется путем многократного повторения слов, насыщенных этими звуками. Для этого удобно использовать такие игрушки и предметы, чтобы в их названиях эти звуки находились в начале, в конце и в середине слова (шар, кашка, мышь).

Для закрепления правильного звукопроизношения хорошо использовать специальные песенки, стихи, потешки, в которых звучат подражания голосам животных, птиц, звукам известных ребенку предметов (молотка, часов и т. д).

9. Использование камешков «Марблс»

    Применение камешков «Марблс» – это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета и различные задания с ними.

   Камешки «Марблс» положительно влияют на тонкую мускулатуру пальцев и кистей рук ребенка. Камешки яркие, разнообразные по форме, цвету, фактуре, они отвечают потребностям детей в эстетическом познании мира, способствуют психоэмоциональному благополучию. Они вызывают у детей чувства радости, счастья, стремление трогать, щупать, перебирать и играть с ними. Радостные эмоции повышают работоспособность, снижают утомляемость, это благотворно сказывается на общем состоянии здоровья детей.

Цель при использовании камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста – это развитие общей и мелкой моторики рук.

10. Использование мнемотехники

Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.

Цель данной методической разработки: использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Завершающий этап

Мастер – класс  «Игры рядом, пуговицы и прищепки» для развития мелкой моторики рук.

Выставка игр для развития мелкой моторики рук, изготовленная родителями и детьми «Игр много не бывает» 

Создание картотека пальчиковых игр и артикуляционной гимнастики

Оформление папки – передвижки и памяток для родителей «Что такое мнемотехника»

Результаты реализации проекта;

   В процессе реализации проекта дети были очень увлечены различными видами деятельности по теме. Проводимая работа объединила детей, создала доброжелательную атмосферу в коллективе. Воспитанники познакомились с новыми разнообразными играми и упражнениями в группе и на воздухе.

  Дети овладели достаточным уровнем двигательной активности согласно возрасту. Улучшилась динамика развития мелкой моторики. Применяла изученные техники, приёмы и материалы в непосредственно — образовательной и самостоятельной деятельности. Улучшилась координация и точность движений рук и глаз, гибкость рук, ритмичность; мелкая моторика пальцев, кистей рук; так же улучшилось развития воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческая активность.

 

 

В своей работе планирую продолжать:

    Улучшать динамику развития мелкой моторики, применяя изученные техники, приёмы и материалы в непосредственно — образовательной и самостоятельной деятельности. Повысить мотивацию к сотрудничеству родителей.

 

 

Литература:

 

  1. Играем пальчиками и развиваем речь, Цвынтарный В.В.- Спб: Лань, 1996
  2. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики, Т.А. Ткаченко-  М: Эксмо, 2011
  3. Весёлые пальчики. Т.А. Ткаченко- Эксмо 2006
  4. 20 лексических тем. Пальчиковые игры, загадки, потешки для детей 2-3 лет. Никитина А.- Каро 2009

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года), Е.А. Янушко- Мозаика- Синтез, 2010

  1. Разговорчивые пальчики  «Для самых-самых маленьких», Т.Ю. Бардышева.– М., 2001
  2. Мышление и речь  Л.С. Выготский. – М., 1982
  3. Гениальность на кончиках пальцев Кислинская Г.А.-  Генезис, М – 2008
  4. Играем пальчиками и развиваем речь, Цвынтарный В.В.- Спб: Лань, 1996

Наши контакты

Адрес: г. Симферополь, пр. Кирова, 20
Тел.: (3652) 27-10-81
Моб.: +7 978 898-09-60
Email: ali_parusa@mail.ru
Режим работы: пн-пт: 8.00 - 18.30

Наши контакты

Адрес: г. Симферополь, пр. Кирова, 20
Тел.: (3652) 27-10-81
Моб.: +7 978 898-09-60
Email: ali_parusa@mail.ru
Режим работы: пн-пт: 8.00 - 18.30

Учебно–воспитательный комплекс был создан в 1979 году. Уже тогда он сочетал в себе принципы работы традиционного детского сада, где для пребывания ребёнка в течение дня созданы все необходимые бытовые условия, и центра детского развития и творчества, имеющего всю необходимую инфраструктуру и штат педагогов различной специализации с профильным образованием. И сегодня организация работы с детьми в УВК «Алые паруса» сохраняет все плюсы дошкольного и дополнительного образования.

×

Педагоги в течение дня используют современные игровые развивающие технологии, возможности компьютерных технологий, интернет – ресурсы. Расширяют образовательное пространство дошкольников за счёт организации познавательных экскурсий, проведения занятий в экспозициях музеев Симферополя и Крыма.

×
Сохранение и укрепление здоровья ребёнка – основная задача коллектива УВК.
Все помещения оснащены бактерицидными лампами.

По графику, в отсутствие детей проводится сквозное проветривание помещений.

Патронажная медицинская сестра проводит физиопроцедуры по назначению педиатра (тубус- кварц, ингаляции, прогревания лампой «Биоптрон»). Общее время пребывания ребёнка на свежем воздухе за счёт приёма воспитанников, дневной и вечерней прогулки в режиме дня составляет 3,5 -4 часа. Врач – педиатр комплекса, ежедневно проводит утренний приём и осмотр детей.

Режим дня предусматривает достаточное количество двигательной активности ребёнка.

Наши педагоги проводят занятия по физической культуре, ритмики, хореографии.

Специалист по физической реабилитации детей проводит в течение года курс оздоровительного массажа с каждым воспитанником.

Диетсестра разрабатывает разнообразное меню в соответствии с сезоном, следит за качеством приготовленных блюд, выполнением натуральных норм питания.

×

В помещениях групп создана современная предметно – развивающая среда: оборудованы зоны игровой и учебной деятельности. Жидкокристаллические экраны большого формата позволяют педагогам визуально качественно иллюстрировать изучаемую информацию. Каждый ребёнок имеет возможность пользоваться индивидуальным комплектом тетрадей с печатной основой, математических планшетов, блоков Дьенеша, «Цветных чисел» Кюизенера, кубиков Б.Никитина и других развивающих игр. Кровати – трансформеры позволяют использовать площадь спальни для организации дополнительного игрового и развивающего пространства. Большое количество качественного игрового материала, LEGO конструкторов, оборудование для музыкальной и театрализованной деятельности, опытов и экспериментов, спортивный инвентарь находятся в свободном доступе детей в течение всего дня.

×
Ещё одной очень важной для себя задачей коллектив считает формирование у воспитанников положительного образа собственного «Я», воспитание гармоничного, эффективного в своей деятельности человека, обладающего самыми разнообразными компетенциями.

Мы учим детей обслуживать себя в быту, выступать инициаторами в игре, общении, чувствовать себя уверенно перед незнакомой аудиторией, пользоваться речью для урегулирования жизненных ситуаций и много чему другому.

Педагоги помогают сформировать у каждого ребёнка веру в собственные силы, раскрывают таланты и способности, ведь они есть у всех.

×
Большим плюсом родители наших воспитанников считают возможность посещения различных кружков и студий в течение дня на территории УВК.

Популярностью у детей пользуются занятия футболом, английским языком, современной хореографией, изобразительным и декоративно – прикладным искусством, шахматами, вокалом, театрализованной деятельностью, ментальной арифметикой.

×