Выбрать страницу

Профилактика отклонений в развитии ребёнка.

Рекомендации логопеда ( в помощь родителям ).
(Использованы рекомендации Филичевой Т.Б., Шаховской С.Н.,
Соболевой А.В.)

Дети развиваются по-разному, а значит, по-разному должны действовать и родители, и воспитатели, встречая таких разных детей трёхлетнего возраста. Как помочь ребёнку в его развитии? Готовых рецептов на все случаи нет. Поэтому родители должны быть к малышу внимательными, и это даст им возможность найти свой подход к его воспитанию, понять ребёнка, определить, что сделать, чтобы он стал лучше, как строить отношения с ним.

Подумайте о возможных причинах каких-либо отклонений в развитии ребёнка. Может быть, вы неправильно организуете общение с ним, не-достаточно уделяете внимания формированию игры? Не равнодушны ли вы к ребёнку? А может у него бедность чувственного опыта (нет ли недостатка в игрушках, но и их избыток, проводящий к эмоциональному перенасыщению ребёнка, тоже плохо).

Задумайтесь, как и чем занимается ребёнок. Что и как он делает? Что он умеет? Чему его ещё можно научить? Как говорят специалисты, надо учитывать зону ближайшего развития ребёнка. Это и есть разница между теми заданиями, которые ребёнок выполняет самостоятельно, и за-дан6иями, которые он может выполнить с помощью взрослого. Чем больше ребёнок умеет делать с помощью взрослых (но именно сам с помощью взрослых, а не взрослые вместо него), тем больше со временем он сможет выполнить самостоятельно.

Постарайтесь выяснить уровень познавательной активности малыша. Ведь любознательность – источник его умственного развития. А есть ли у него коммуникативные потребности (стремится ли он к общению)? У каждого малыша есть огромные резервы умственного и речевого развития, усвоения знаний и навыков. Не будет преувеличением сказать: секрет успехов и неудач в школе – в дошкольном возрасте. А соблюдается ли ре-жим дня? Все ли советы врача выполняются? Рука об руку с вами малыш будет развиваться, используя возможности каждого вида деятельности, впечатления каждого дня.

Думаем, что нет необходимости убеждать родителей, как важно им согласовать семейное воспитание с воспитанием ребёнка в детском саду, устанавливая контакт с его воспитателями. Именно в трёхлетнем возрасте большинство детей начинает посещать детский сад. Перемена образа жизни вызывает у ребёнка переживания, поэтому ему необходим определённый период привыкания к учреждению, к коллективу, т.е. адаптация к новым условиям. Одни дети в новых условиях оказываются пассивными (за-торможенными), другие, наоборот, чрезмерно возбудимыми, активными.

Согласованные действия родителей и воспитателей, а при необходимости и консультация с врачом – залог предупреждения детской нервности, профилактика нарушения развития и поведения.

А теперь остановимся на некоторых конкретных случаях из жизни детей трёхлетнего возраста.

Что же делать, если:

Нет интереса, снижена познавательная активность.
Ребёнок капризен, упрям, эгоистичен.

А может, вы ущемляете его свободу, ограничиваете самостоятельность и инициативу? Может это упрямство обиженного (предъявляете не-посильные требования), или баловня (не предъявляете требований), или безнадзорного (не предъявляете требований, но и не высказываете уважения)?

Замкнут, застенчив, не уверен.

Чаще поощряйте ребёнка, давая посильные поручения, отмечайте даже малейшие успехи, развивая его активность и самостоятельность, но не перегружайте малыша.

Необуздан, своенравен, чрезмерно подвижен.

Учите его согласовывать свои действия с действиями других, затормаживайте, вырабатывайте выдержку и терпение. И всё это в игре, которая имеет колоссальное значение для нормализации поведения и эмоционально-волевой сферы.

Отсутствует самостоятельность.

Не слишком ли лёгкий (или трудный) материал для занятий вы предлагаете малышу? Попробуйте подчеркнуть элемент занимательности и новизны.
Заметьте и одобрите попытки что-то сделать самостоятельно, развивайте подражательную и произвольную деятельность. Обогащайте в игре впечатления и развивайте речь малыша, задавайте по ходу игры вопросы, давайте советы. Напомните возможный вариант игры. Обучайте показом, объяснением. Обсуждайте и оценивайте игровые действия, предлагайте но-вые ситуации и новые роли. И не забудьте об эмоциональном настрое: игра должна быть интересной и весёлой.

Если у ребёнка неадекватные, навязчивые движения, игра однообразна и стереотипна (передвигает, постукивает).

Попробуйте заинтересовать его игрушкой, чем-то отвлечь, найдите возможность вовлечь ребёнка в практическое сотрудничество.

Конфликты во взаимоотношениях со сверстниками и со взрослыми.

Понаблюдайте, какого рода эти конфликты, по вине ли ребёнка они возникают? По поводу или без него? Помогите ребёнку помириться, успо-койте его. А если он не прав, объясните ему, в чём его ошибка.

Нерешительность в принятии решений, безразличность к успехам, застенчивость.

Не замкнуты ли сами родители? Может быть, это результат воспитания «одиночки»? Может, ребёнок длительно бывает один, предоставлен сам себе?

Проявляет интерес к грамоте.

Можно в 3 года уже обучать элементам грамоты, это целесообразно для определения уровня развития, прогноза обучения, но это не должно вы-двигаться на первый план, и нельзя ребёнка перегружать.

Малоподвижный, инертный, отстаёт от сверстников.

Больше развивать его движения, вовлекать в подвижные игры, поощрять инициативу и самостоятельность, давать разнообразные поручения.

Обеднена, недостаточно развита речь.

Достаточно ли вы общаетесь с ребёнком? Правильно ли говорите сами (ведь ребёнок может подражать нарушениям звукопроизношения взрослого)? При играх привлекайте его внимание к совместной деятельности. целенаправленно занимайтесь развитием словаря и грамматического строя, развитием фонематического восприятия и звукопроизношения. Не подлаживайтесь под детскую речь, не сюсюкайте с ним. Личным примером приучайте ребёнка к правильной красивой речи.

Не поддерживает беседу.

Не длинны ли вопросы к ребёнку? Нет ли сдвоенных вопросов, так как малыш может ответить только на один из них. Вопрос должен подраpумевать только один определённый ответ, но не внушайте ребёнку ответ своим вопросом. Полезно использовать любовь детей к загадкам, сказкам.

Отсутствует выдержка, неустойчивое внимание.

Приобщайте к спокойным играм, учите вслушиваться и всматриваться, доводить любое дело до конца, поощряйте умения и выдержку ребёнка. Терпение и выдержка взрослого, спокойный тон и сдержанные манеры — хороший пример для малыша.
Организуйте с ребёнком игры для развития произвольного внимания и восприятия (слухового, зрительного, тактильного). Постарайтесь сделать внимание более устойчивым, концентрированным, с большим объёмом.

Не может довести работу до конца, не убирает за собой игрушки.

Постепенно увеличивайте предлагаемую ребёнку работу, поощряй-те после выполнения её, дать или сделать что-то интересное для него. По-могите ему выполнить задание, сделайте часть работы за него. Но под-черкните, что он смог это сделать сам. Не забудьте похвалить.

Не умет играть, пробелы в развитии игровой деятельности сказываются на общем развитии малыша.

Побуждайте к игровым действиям, подчёркивайте эмоционально их занимательность. Включайтесь в игру на главные и второстепенные роли. Не бойтесь показаться смешным и нарочно допустите ошибку. А вы-то не разучились играть? Помните, какие бывают игры? Дидактические, развивающие, ролевые, сюжетные, драматизация, игры с игрушками, с правила-ми и др. Решающий фактор развития игровой деятельности – влияние взрослого, совместное выполнение общего дела, совместная игра. Помогайте ребёнку в предметной и игровой деятельности. Чего не умеет малыш, делайте вместе с ним, а не за него.

Предпочитает действовать левой рукой.

Посоветуйтесь с врачом, надо ли ребёнка переучивать. Это зависит от со-стояния нервной системы малыша. Если и переучивать, то терпеливо, осторожно, не доводя до конфликта: не обижать ребёнка, не смеяться над ним, не дразнить, не запрещать действовать левой рукой, иначе можно вы-звать нервный срыв вплоть до заикания и энуреза.

Не умеет рисовать, конструировать.

Направить внимание ребёнка на анализ свойств того предмета, который он будет пытаться изобразить: «Какие зелёные иголки у ёлки, какой красный грибок под ёлкой…» Такое направленное восприятие обогатит впечатления ребёнка, сделает его рисунок выразительным. Обучайте конструированию по образцу: «Сложи так же». Правильно ли держит карандаш? Может ли в заданном направлении провести линию? Ровно ли сидит за столом?

Имеет пространственные нарушения.

Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребёнок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения. Полезно научить применять стрелки, показывая направления! Хорошо использовать для этого игру «В прятки»: спрятать игрушку, а стрелками показывать, где она. Надо оречевлять предметные действия (поставил на, около, в) и выполнять соответствующие действия по словесной инструкции. походите по комнате: «Что на диване, а что над ним (под, около). Что между окном и шкафом? А что за шкафом? И т.д.

Не слушается, не выполняет необходимых правил.

При сомнении наказывать или не наказывать – не наказывайте. Не мешайте ребёнку быть разным: хорошим и не очень. А уже если наказали – не забудьте быстрее простить. Ребёнок не должен бояться наказания, он должен хотеть быть хорошим. Осторожнее с похвалами в адрес других – это тоже косвенное неодобрение

Успехов Вам, дорогие родители.
Пусть каждый ребёнок будет здоровым и развитым!

Наши контакты

Адрес: г. Симферополь, пр. Кирова, 20
Тел.: (3652) 27-10-81
Моб.: +7 978 898-09-60
Email: ali_parusa@mail.ru
Режим работы: пн-пт: 8.00 - 18.30

Наши контакты

Адрес: г. Симферополь, пр. Кирова, 20
Тел.: (3652) 27-10-81
Моб.: +7 978 898-09-60
Email: ali_parusa@mail.ru
Режим работы: пн-пт: 8.00 - 18.30

Учебно–воспитательный комплекс был создан в 1979 году. Уже тогда он сочетал в себе принципы работы традиционного детского сада, где для пребывания ребёнка в течение дня созданы все необходимые бытовые условия, и центра детского развития и творчества, имеющего всю необходимую инфраструктуру и штат педагогов различной специализации с профильным образованием. И сегодня организация работы с детьми в УВК «Алые паруса» сохраняет все плюсы дошкольного и дополнительного образования.

×

Педагоги в течение дня используют современные игровые развивающие технологии, возможности компьютерных технологий, интернет – ресурсы. Расширяют образовательное пространство дошкольников за счёт организации познавательных экскурсий, проведения занятий в экспозициях музеев Симферополя и Крыма.

×
Сохранение и укрепление здоровья ребёнка – основная задача коллектива УВК.
Все помещения оснащены бактерицидными лампами.

По графику, в отсутствие детей проводится сквозное проветривание помещений.

Патронажная медицинская сестра проводит физиопроцедуры по назначению педиатра (тубус- кварц, ингаляции, прогревания лампой «Биоптрон»). Общее время пребывания ребёнка на свежем воздухе за счёт приёма воспитанников, дневной и вечерней прогулки в режиме дня составляет 3,5 -4 часа. Врач – педиатр комплекса, ежедневно проводит утренний приём и осмотр детей.

Режим дня предусматривает достаточное количество двигательной активности ребёнка.

Наши педагоги проводят занятия по физической культуре, ритмики, хореографии.

Специалист по физической реабилитации детей проводит в течение года курс оздоровительного массажа с каждым воспитанником.

Диетсестра разрабатывает разнообразное меню в соответствии с сезоном, следит за качеством приготовленных блюд, выполнением натуральных норм питания.

×

В помещениях групп создана современная предметно – развивающая среда: оборудованы зоны игровой и учебной деятельности. Жидкокристаллические экраны большого формата позволяют педагогам визуально качественно иллюстрировать изучаемую информацию. Каждый ребёнок имеет возможность пользоваться индивидуальным комплектом тетрадей с печатной основой, математических планшетов, блоков Дьенеша, «Цветных чисел» Кюизенера, кубиков Б.Никитина и других развивающих игр. Кровати – трансформеры позволяют использовать площадь спальни для организации дополнительного игрового и развивающего пространства. Большое количество качественного игрового материала, LEGO конструкторов, оборудование для музыкальной и театрализованной деятельности, опытов и экспериментов, спортивный инвентарь находятся в свободном доступе детей в течение всего дня.

×
Ещё одной очень важной для себя задачей коллектив считает формирование у воспитанников положительного образа собственного «Я», воспитание гармоничного, эффективного в своей деятельности человека, обладающего самыми разнообразными компетенциями.

Мы учим детей обслуживать себя в быту, выступать инициаторами в игре, общении, чувствовать себя уверенно перед незнакомой аудиторией, пользоваться речью для урегулирования жизненных ситуаций и много чему другому.

Педагоги помогают сформировать у каждого ребёнка веру в собственные силы, раскрывают таланты и способности, ведь они есть у всех.

×
Большим плюсом родители наших воспитанников считают возможность посещения различных кружков и студий в течение дня на территории УВК.

Популярностью у детей пользуются занятия футболом, английским языком, современной хореографией, изобразительным и декоративно – прикладным искусством, шахматами, вокалом, театрализованной деятельностью, ментальной арифметикой.

×